Каждому пятому жителю России не хватает зарплаты

Экономика 14.05.2015 КОММЕНТАРИИ


Резкий рост цен и негативная ситуация на рынке труда привели к тому, что почти каждому пятому россиянину (18%) доходов теперь хватает только на пропитание и оплату прочих жизненно важных нужд. В отчете компании Nielsen это названо антирекордом — даже в кризисном 2009 году о тотальной нехватке свободных денег говорили только 4–7% россиян.

В результате индекс потребительского доверия Nielsen в первые три месяца этого года опустился до 72 пунктов, что является самым низким значением за всю историю его расчета. Для сравнения, в первом квартале 2009 года Индекс находился на уровне 75 пунктов.

«Изрядно потратившись в конце 2014 года, россияне столкнулись с существенным ростом цен на самые необходимые товары в начале года, поэтому падение реальных доходов ощутили особенно остро. Сегодня же потребительские настроения на историческом минимуме: осторожность, внимательность, повышенные требования к качеству товара и его цене — вот что характеризует сегодняшнего российского потребителя», — пояснила коммерческий директор Nielsen в России Илона Лепп.

По итогам марта текущего года Росстат сообщал, что реальные располагаемые доходы жителей страны (доходы за вычетом обязательных платежей с поправкой на инфляцию) снижаются пятый месяц подряд — в последний раз их прирост в годовом исчислении отмечался в октябре прошлого года.

Хуже того, с начала 2015 года сокращение реальных доходов россиян с каждым месяцем ускоряется: в январе этот показатель снизился на 0,8%, а феврале — на 1,6%, в марте — на 1,8%. В целом по итогам первого квартала 2015 года реальные доходы населения России сократились на 1,4%, тогда как за весь прошлый год — на 0,8%.

В такой ситуации даже те россияне, у кого пока остаются средства после расчета с коммунальщиками и походов в супермаркет, сокращают расходы на все, что не относится к категории самого необходимого. О сокращении трат на развлечения в первом квартале 2015 года заявили 55% россиян, на одежде сейчас экономит каждый второй (50%), расходы на отпуска снизили 48% респондентов. Столько же (48%) собираются пе​рейти на более дешевые бренды при покупке продуктов, в конце прошлого года на такое были согласно только 39%.

«Переключение на экономию по сравнению с 2009 годом, на первый взгляд, кажется не таким суровым. Тем не менее в случае с 2009 годом сыграл роль эффект высокой базы — серьезная экономия «включилась» на фоне предшествующих исключительно благополучных нулевых. Настроения российских потребителей ни разу не возвращались к сопоставимым с докризисным уровнем, поэтому сегодняшний курс на экономию однозначно не мягче, а, скорее, даже серьезнее, чем в 2009 году», — пояснила Лепп.

Благоприятной для крупных покупок нынешнюю ситуацию считает лишь 21% россиян — это наименьший показатель за последние десятилетие. Для сравнения, в первом квартале 2009 года таких насчитывалось 27%.



Комментарии: