Adidas в 2015 году закроет 200 магазинов в России из-за падения рубля

ФинРынки 06.03.2015 КОММЕНТАРИИ


Немецкий производитель спортивных товаров Adidas в 2015 году закроет 200 собственных магазинов в России. Девальвация рубля заставила компанию скорректировать планы развития на российском рынке.

Adidas начал пересматривать стратегию развития в России еще в августе прошлого года. Тогда компания объявила о сокращении вдвое планов по открытию новых магазинов в России в 2014 году, уменьшив количество новых точек со 150 до 80. Главный исполнительный директор Adidas Герберт Хайнер тогда же заявлял, что в 2015 году число российских магазинов увеличится на 100 единиц и достигнет 1200.

Но в годовой отчетности компании, опубликованной в четверг, приводятся другие цифры. Adidas сообщает, что в текущем году компания закроет 290 своих магазинов. Из них около 200 — расположены в России, уточнил Хайнер во время телефонной конференции. По его словам, эти точки оказались «недостаточно эффективны». При этом компания не отказывается от открытия новых точек в России, оставляя прежний прогноз в 100 магазинов (в целом по миру Adidas увеличит число магазинов на 220 единиц).

По оценке заместителя директора отдела торговых помещений CBRE Надежды Цветковой, в среднем размер магазинов Adidas по России колеблется от 300 до 1 тыс. м. Закрытие магазинов связано с тем, что компания продолжает оптимизировать свои сети и избавляться от убыточных точек, считает она. Планы сокращения розничного бизнеса в России связаны с негативным эффектом от резкой девальвации рубля. В опубликованной отчетности Adidas оценивает его в 550 млн евро.

«Мы стали жертвами собственного успеха, — прокомментировал ситуацию с бизнесом Adidas в России Хайнер. — Будучи уверенным лидером рынка, мы оказались чувствительны к ухудшению экономической ситуации и снижению потребительских настроений».

По словам Хайнера, Россия остается важнейшим рынком для Adidas, компания верит, что ситуация на местном рынке стабилизируется и бизнес группы продолжит расти. Глава Adidas подчеркнул, что компания приняла решение минимизировать эффект от девальвации рубля для российских покупателей, повысив цены на 10-15%, при том что валютные курсы изменились значительнее.

Из-за падения курса рубля чистый убыток Adidas в 4-м квартале 2014 года составил 140 млн евро. При этом выручка Adidas увеличилась на 6,5% — до 3,61 млрд евро. Чистая прибыль компании по итогам всего года снизилась в 1,6 раз — до 490 млн евро. Выручка выросла за год на 2% — до 14,534 млрд евро, без учета изменения обменных курсов — на 6%.

По данным компании, на регион «развивающиеся европейские рынки», куда относится Россия и страны СНГ, приходится 13% от выручки компании. За 2014 год акции компании подешевели на 38% — до 57,62 евро за бумагу. Капитализация компании в конце 2014 года составила 11,8 млрд евро.

По оценке генерального директора «INFOLine-Аналитика» Михаила Бурмистрова, емкость рынка спортивных товаров России (включая спортивную одежду) в 2014 году составила около 250 млрд руб. и практически не изменилась по сравнению с уровнем 2013 года, причем продажи в физическом выражении снизились более чем на 15%. Лидирующую позицию в сегменте занимает «Спортмастер», выручка которого в 2014 году превысила 70 млрд руб. без НДС, а доля рынка — 30%. На втором месте Adidas, розничная выручка которого по собственным магазинам приблизилась к 40 млрд руб. (доля рынка — 18%), на третьем — «Декатлон», выручка которого в 2014 году превысила 12 млрд руб., а доля рынка составила 6%.

«Рынок fashion в целом очень сильно пострадал, а в сегменте спортивных товаров снижение было еще более болезненным, — говорит Бурмистров. — Ведь спортивные товары — это то, на чем проще всего сэкономить. Некоторые игроки зафиксировали падение продаж на десятки процентов. Большое количество открытий магазинов Adidas в 2014 году оказалось избыточным, и теперь сеть их закрывает».

Отметим, что поставки продукции Adidas в Россию начались в 1977 году. Они приобрели огромную популярность в СССР. А первый розничный магазин Adidas в России открылся только в 1997 году. По данным самой компании, она остается крупнейшим ритейлером спортивного инвентаря и одежды в России, где ее доля рынка равна 60%. Adidas Group принадлежат такие бренды, как Adidas, Reebok, Rockport, Rbk CCM Hockey и Taylor-Made Golf.



Комментарии: